На главную

Карта сайта

Контакты

Написать письмо

О компании

Новости

Продукты

Услуги

Клиенты

Партнеры

Статьи

Вакансии

Поддержка

 

Методы организации работы АСУП (Автоматизированные системы управления предприятием)

--Что это такое?

АСУП - комплекс программно-аппаратных средств, который должен вам помогать в принятии решения. Если вы считаете, что один компьютер на одном рабочем месте это и есть АСУП, то … в какой-то степени вы правы, но только в какой-то очень маленькой части. Полностью АСУП делится на две большие категории это:

  • Автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП)
  • Автоматизированные системы управления предприятием

АСУТП – есть нечто иное, как автоматизированный контроль процесса производства, а в идеале это ещё и управление технологическими процессами. Например: при производстве мороженного, аппарат отслеживает, какое количество молока и других компонентов было отправлено в миксер, также отслеживается качество молока, и на завершающем этапе определяется какое количество, и самое главное качество мороженного мы имеем. Если же мы имеем АСУТП в полном объеме, то мы можем управлять процессом в реальном времени. Например: по техпроцессу нам известно, что в миксер должно быть залито 200 литров молока жирностью 3.5:%, следовательно, машина проверит качество молока, определит сколько нужно залить молока с таким процентным содержанием жиров и в точности с этими расчетами поместит такое количество в бак миксера.

АСУП – есть нечто иное, как автоматизированное управление бизнес процессами, которые протекают на вашем производстве. Например: процесс закупки сырья с дальнейшим его использованием и продажи готовой продукции. Конечно, это очень большой процесс и как правило его разбивают на конечное число более мелких процессов:

  • Закупка сырья
  • Производство продукции
  • Сбыт готовой продукции

Далее мы поведем разговор исключительно по системам АСУП.

--И зачем нам это надо?

Для того, что бы ответить на этот вопрос сначала зададим себе другой, Как можно увеличить свою прибыль?. На этот вопрос все ответят дороже продавать или дешевле покупать или дешевле производить!!! Есть еще четвертый способ, как точно также может быть и пятый и шестой и так далее, но в порядке убывания денежных величин. Но к четвертому чуть позже, а сейчас.

  1. Дешевле купить мы не можем, зато можем подсчитать, как и что дешевле.
  2. Дешевле производить можем, но на чем сэкономить лучше всего? А может, уже не можем сэкономить? А может, есть та работа, которую мы делаем неправильно?
  3. Дороже сбывать мы не можем, так как контракты подписаны, да и покупать не будут.
  4. Уменьшить время обращения денег!!! Это и есть четвертый способ? Нет - ни совсем так. Это маленькая часть большой цепочки, Но это лучшее определение (на мой взгляд). Под этим понятием я привык понимать целесообразность вкладывания денег в определенный момент времени. Другими словами определить когда, и во что мы должны вложить деньги! (Банки за это берут проценты с кредита)

Теперь давайте определимся, что нам может реально помочь увеличить нашу прибыль? Ну конечно второй и четвертый пункт.

Пункт 2 для того чтобы знать на чем же экономить лучше всего, мы должны знать, на что уходит большая часть затрат.

Пункт 4 Допустим, главное сырьё это молоко и сахар. Следовательно, вы должны своевременно поставлять (закупать) данные продукты, причем количество должно быть четко известно. Одним словом у вас не должно быть затаривания сырья, но и не должно быть простоев по вине отсутствия сырья или других материалов.

--Почему все так плохо?

При осмотре любого предприятия мы вынуждены констатировать следующие факты:

  • На предприятии есть АСУП
  • На предприятии нет АСУП

Если на предприятии нет АСУП, то есть необходимость, в определении целесообразности введения таких систем. То есть необходимо четко определится, а нужны ли такие системы на нашем предприятии? Как это ни странно, но это один из самых сложных вопросов, на который должен ответить руководитель предприятия. Проблема заключается в том, что в большинстве случаев руководители просто не знают, что можно получить от правильно функционирующей системы. Но хуже всего это то, что нам негде посмотреть, как это должно работать.

А теперь можно посмотреть на то, как и что протекает на предприятиях, которые якобы автоматизированы. Точнее посмотрим процесс автоматизации. Как правило, приходит конечный пользователь, например бухгалтер, или снабженец или просто менеджер и упрашивает руководителя приобрести ему компьютер. Он приведет кучу весомых аргументов для того, что бы предприятие приобрело компьютер и автоматизировало его работу. Дальше начинается самое интересное. Этому клерку устанавливают компьютер (причем довольно мощный и современный), устанавливают различное программное обеспечение, и он потихоньку начинает работать. Почему руководитель соглашается автоматизировать рабочее место? Он наивно предполагает, что если он купит компьютер, то его подчиненный начнет лучше и быстрее работать. Руководитель еще не понимает, что помимо компьютера ему еще требуется купить программное обеспечение (ПО), которое по стоимости не дешевле самого компьютера, а иногда и в несколько раз дороже. Но программное обеспечение покупается на рынке за 2-3 доллара (пиратское) и кажется проблема решена! Да на первый взгляд все счастливы и спокойны и все продолжают делать свое дело. Если это очень маленькое предприятие то это еще пол дела, потому что вы, скорее всего не будете приобретать второй компьютер, у вас просто больше нет клерков, которым он нужен. Стоп, а сам руководитель? Неужели он все должен спрашивать у того же бухгалтера? Может проще спросить у компьютера? А может на компьютере можно, что-то спрогнозировать, или план работы сверстать? Или просто компьютер должен проследить, за каким либо процессом? Вопросов очень много и постепенно руководитель понимает, что ему тоже нужен компьютер, и причем мобильный!!! Вот тут мы и осознаем, всё то, что делает клерк, у которого есть компьютер, руководителю практически не помогает. Более того, этот клерк постоянно жалуется, на плохую работу компьютера, программного обеспечения, и отсутствие расходных материалов. Так же вам время от времени приходится платить деньги сторонней фирме на обслуживание этого компьютера. А самое главное никакой пользы от этого всего просто нет.

Попробуем перечислить затраты

  • Амортизация компьютера
  • Электроэнергия (компьютер довольно много потребляет)
  • Расходные материалы (картриджи не такие и дешевые)
  • Техническое обслуживание и ремонт (любая техника ломается)
  • Техническая поддержка (вы же не провели еще обучение и ПО вы не покупали)

А теперь, что мы от этого получим

  • Высокопроизводительная работа клерка (Очень спорно, практика показывает обратное)
  • Повысилось качество работы клерка (может быть, но сомнительно, хотя документы теперь красивые)

И так мы получили дорогую печатную машинку, конечно современную. Осмелюсь вас заверить, завтра к вам придет другой клерк, и так же будет упрашивать купить компьютер, дабы автоматизировать его работу. И это все растет как снежный ком. Чем больше компьютеров, тем больше проблем. Скоро вы задумаетесь что ваши затраты уже очень высоки и вам нужен человек на постоянное место работы. Тот, который будет изредка появляться у вас, и делать только ему известные чудеса с вашими компьютерами. Послезавтра он один не будет успевать, да и в отпуск он тоже хочет, и вы примите второго работника. Я намеренно не затрагиваю таких весомых вопросов, как создание и хранение копий, защита информации, организация связи и пр.

--Выводы?

Так что, неужели все эти высокие технологии не могут мне помочь? Другие же руководители ими пользуются. Могу вас заверить, они не только могут, они созданы для этого. Только не надо на КАМазе ездить на работу, а на Жигулях возить кирпичи. Надо правильно использовать компьютеры. Компьютер это очень мощный инструмент, если конечно им правильно пользоваться. В противном случае это бездонная бочка, которая высасывает из вас деньги.

--что делать то?

Как это ни странно, но есть самая примитивная программа действий, которая подходит для любого предприятия. Но для начала давайте выделим те действия, которые мы должны проделать для создания нормального АСУП.

  • Провести поверхностное обследование предприятия.
  • Создать стратегическую программу развития АСУП
  • Определить первостепенные задачи
  • Создать план внедрения средств АСУП, и воплотить его в жизнь
  • Сопровождать существующие и внедрять новые

Конечно, это не совсем полный список и может быть не совсем корректный, но лучше плохой план, чем идеальный бардак. Естественно мало предприятий, которые могут самостоятельно проделать такую работу. Но такие предприятия, на любом этапе могут полностью или частично нанять консалтинговую фирму. На западе, даже довольно крупные предприятия нанимают сторонние фирмы для проделывания некоторых работ. А теперь обо всем по порядку.

Провести поверхностное обследование предприятия

На этом этапе выясняется, чем же все-таки занимается это предприятие. Точнее сказать какие процессы протекают на предприятии. Например, если ли планирование, в каком состоянии учет, как организованна работа и т.д. Одним словом пытаемся увидеть целостную картину, что происходит на предприятии. Результатом этой работы является карта бизнес процессов протекающих на предприятии. С описание того как эти процессы автоматизированы.

Создать стратегическую программу развития АСУП

На этом этапе выбирается, какими средствами будет реализовываться АСУП. На самом деле существует очень много схем, по которым строится АСУП. Основными моментами для принятия того или иного способа в конечном итоге является стоимость создания и владения системой, а также функционал и способность масштабироваться. Поэтому, при выборе программы развития создается примерная калькуляция на все возможные варианты. С детальным описанием достоинств и недостатков. Выбор варианта программы развития остается за руководством предприятия. Кстати на этом этапе возможен полный отказ от внедрения системы.

Определить первостепенные задачи

Результатом работы этого этапа является список основных видов работ, которые должны быть автоматизированы в первую очередь. В некоторых случаях работы по внедрению остальных систем могут вообще не планироваться на ближайшее время и откладываться до лучших времен. На все элементы этого списка создается примерная калькуляция стоимости создания и владения. Естественно для каждого элемента списка описывается функциональный состав. И самое главное - предполагаемый экономический эффект от владения системой.

Создать план внедрения средств АСУП и воплотить его в жизнь

Результатом работы является план ведения деятельности по созданию средств АСУП. Стоит отметить, что в этом плане отражены все действия, которые должны быть выполнены, включая дату закупки оборудования, прием на работу дополнительного персонала и т.д. Далее на основание этого плана происходит внедрение системы. Стоит отметить, что примитивный план создания включает в себя несколько этапов, например:

  • Проектирование системы
  • Анализ системы
  • Создание системы
  • Обучение персонала
  • Закупка оборудования
  • Закупка программного обеспечения
  • Внедрение системы

Сопровождение существующих систем и внедрение новых

Этот этап является самым последним, но очень часто самым дорогим. Чаще всего это связанно с тем, что часть этапов, которые должны были предшествовать этому этапу, либо были сделаны плохо, либо вообще небыли сделаны. Сопровождение существующих систем. Вызвано следующими факторами:

  • Изменились базовые бизнес процессы, протекающие на предприятии
  • Изменились базовые бизнес правила
  • Изменилось законодательство
  • Техника нуждается в обслуживании (иногда в ремонте)
  • В программном обеспечении обнаружена ошибка

Этот список может быть продолжен и дальше, но чем качественнее система спроектирована и реализована, тем меньше средств на сопровождение она потребует.

Стоит также отметить, что в хорошей системе описываются не только процессы, которые должны быть автоматизированы, а также те которые должны выполнятся вручную. Стоит отметить, что каждое действие описывается, четкими временными и финансовыми показателями. Для примера в хорошей системе делопроизводства, обязательно должно быть учтено, в какое время уборщица должна убирать кабинет. Также описывается время, затраченное на уборку помещения. В итоге это позволяет оценить, стоимость простоя оборудования и бездействие работников. В случае же необходимости изменения, каких либо процессов, это позволяет быстро проанализировать последующие действия.

-- Какую позиции. Выбрать?

Существует два решения этой проблемы.

  1. Развивать свой бизнес, вкладывая деньги в АСУП
  2. Отодвинуть все это безобразие, на максимальный срок.

В каждом конкретном случае применим тот или иной метод, но стоит отметить следующее. Вы можете вложить только маленькую часть финансовых затрат в первые этапы. И потом принять решение о целесообразности дальнейшего развития средств АСУП. В этом случае риск потерять вложенные деньги ничтожно мал, и как показывает опыт, даже проведение поверхностного обследования дает положительный результат. Однако вы также можете последовать по пути мгновенного решения проблемы как, например, приобретение аппаратного и программного обеспечения под какой-то определенный вид деятельности. В этом случае вы, скорее всего, решите какую-то узкую часть ваших проблем в основном за счет перекладывания дополнительной нагрузки на другие ресурсы вашего предприятия.

-- А как делают на Западе?

А делают так. Фирма не занимается не обслуживанием не разработкой ни сопровождением. Как правило, фирма занимается только стратегическим планированием развитием АСУП. Правда, в очень больших фирмах опускаются немного глубже, такие фирмы берут на себя часть работы по обслуживанию системы. И так на западе существует большое количество фирм, которые занимаются консалтингом (Как правило, такие фирмы берут на себя проектную часть работы).

P.S. Бесплатный сыр, бывает только в мышеловке.

P.P.S. Дешевое, хорошим не бывает.

Руководитель проектов ТОО"АПРО"  Каминенко Е.А.

 

© АПРО. 2004-2013. Все права защищены